В Госдуме состоялся правительственный час, посвященный вопросам культуры, развитие которой будет определяться стратегией государственной культурной политикой до 2030 года. Стратегия подчеркивает духовно-нравственные ценности, патриотизм нашего общества, развитие и укрепление которых позволит с оптимизмом смотреть в будущее страны. Особое значение это имеет в сегодняшних условиях, когда западная информационная машина направлена на разрушение базовых моральных устоев, на подмену ложью правды, лицемерие и презрение к другим народам, включая русских.
Поэтому культурная политика должна быть активной, ориентированной на своих писателей, художников, режиссеров, артистов. Культурный суверенитет имеет не меньшее значение, чем технологический и экономической. СССР имел мощную экономику, но именно через средства массовой информации, культурные мероприятия было подорвано единство общей страны. Поэтому первое условие государственной культурной политики – это укрепление общих жизненных ценностей многонационального и многоконфессионального российского общества. Единство во внешней и внутренней политике, разнообразие в культуре и обычаях.
Расходы федерального и региональных бюджетов на поддержку культуры в последние годы растут. Фонд кино, например, в текущем году оказал поддержку 16 художественным и 7 анимационным художественным фильмам. Обновляются музеи, строятся и реконструируются культурные центры, театры, кинозалы. Позитивного много по всем направлениям развития культуры, но и проблем накопилось немало.
Отчеты, как всегда, выглядят хорошо: например, открыто и реконструировано 200 кинозалов, в прокат вышло 100 российских картин, реконструировано 40 культурных объектов и т.д. Цифры, цифры, но неясно, а сколько нужно, как мы приблизились к потребности. Что с кадрами в сфере культуры, ведь зарплата там на 30% ниже средней по стране.
Есть культура материальная: музеи, библиотеки, театры, кинофильмы, центры досуга и развлечений. Это «материальные объекты». Плохо, когда их мало, но не лучше, если много этих объектов культуры, а несут они с собой примитивное подражательство западным фильмам и передачам, размывание семейных ценностей, в истории страны видят только отрицательное
И есть культура духовная: уважение к традициям и старшим, понимание долга и ответственности перед обществом и природой, сопричастность к судьбе страны, понимание и следование нормам морали и нравственности. Не только «права человека», но и его ответственность перед семьей и государством.
Вспомним конец 80-х и 90-е годы. Хотите посеять недоверие и ослабить государство? Рисуйте прошлое страны только черными красками, делайте из героев антигероев и, наоборот, отменяйте одни праздничные дни и насаждайте другие. Делайте фильмы и передачи на ТВ не с созидательным содержанием, а, напротив, показывайте бандитов, воров, культивируйте разрушение, жестокость, примитивизм и дешевенькую развлекаловку.
И вот люди, особенно молодежь, в ваших руках. Манипулируйте ими, управляйте. Человеческий материал для этого создан. Это уходит в прошлое, но отголосочки остались, особенно в блогосфере и на просторах интернета. Здесь явная недоработка по созданию интересных и привлекательных для молодёжи патриотически ориентированных сайтов.
Эрозия украинского общества у нас перед глазами, за одно поколение многие братья превратились во врагов, надо эффективно препятствовать духовному перекодированию молодежи. Не все уже хотят по-настоящему учиться и работать. Потребитель часто побеждает производителя. Зачем талантливому трудиться здесь в России, строить страну, делать полезное? Проще переехать туда, где доходы больше. Таких, к счастью, становится всё меньше, но не перевелись.
Культурная политика заключается не только в том, чтобы сеять «доброе, вечное», но и в том, чтобы уметь противостоять злу, пошлости, примитивизму.
Списали с английского — права человека стали выше ответственности человека перед семьей и страной. А это неверно- вначале должно быть общее, объединяющее, а затем- частное, индивидуальное. Иначе общество рассыпается и правилом становится- где меньше налоги, там и родина
Почему, например, до последнего времени, на экранах преобладали американские примитивные фильмы, которые привлекали подростков и давали кассовые сборы? Потому что мало делали собственных интересных фильмов, и прокат отдали в частные руки, где прибыль – мать и нравственности, и морали.
У каждой политики есть инструменты, с помощью которых она реализуется. В экономике, например, установил «независимый» Центробанк высокий процент за кредит – ждите спада производства и снижения доходов.
В культурной политике, если пустить на самотек ее содержание, отдать духовную часть культурной политики всем, кто хочет зарабатывать на этом деньги, вот и получим жалкое подражание голливудским боевикам и бесконечные «бандитские петербурги», милицейские войны. Каковы же основные инструменты культурной политики государства:
Необходимо в ближайшем будущем увеличить бюджетные ассигнования по разделу «Культура». Хотя средства выделяются и увеличиваются, но всё же это самая «беззащитная» статья в бюджете. Доля этой статьи в общих расходах бюджета – менее одного процента. Не очень быстро поэтому восстанавливаются исторические памятники, недостаточные масштабы строительства культурно-досуговых учреждений (клубы, дома творчества), особенно в малых и средних городах. Нечем заняться там молодежи, отсюда – такие отрицательные явления, как алкоголизм и наркомания;
Шире надо финансировать создание фильмов об истории страны, о русских ученых, художниках, музыкантах, писателях, путешественниках. Патриотизм отсюда рождается, а не от призывов и не задевающих душу речей. Взять за правило каждый месяц хорошо рекламировать и выпускать на экраны такие фильмы. Если ориентироваться только на кассовые сборы, то подпишем приговор духовной культуре нации;
Необходимо, наконец, создать художественные советы, которые будут отбирать лучшее и ставить заслон безвкусице и пошлости на экранах. Когда делают фильм, то проводят «кастинг», т.е. отбирают актеров. Почему не отбирается лучшее, а худшее отсеивается в кинематограф, книгоиздание? Не «цензура», а художественный отбор;
Культура – в преемственности, поддержании традиций. Если этого нет, а идет погоня за рейтингами, чтобы больше денег на рекламе заработать, то и передачи становятся все более примитивными. Страна у нас разнообразная. Чтобы ее любили больше, надо показывать на ТВ выступления артистов из национальных республик, краев, областей. Культура – это скрепа страны.
Культурная политика должна стать более активной, целенаправленной, чтобы люди чувствовали единство не только в экономике и обороне, но и в общих культурных ценностях. Информационная война, которая ведется против нашей страны, острием переформатирует сознание, особенно молодежи, с общегосударственных вопросов на культивирование неких национальных особенностей, не на объединение народа, а на разъединение, противопоставление. Этому надо твёрдо противостоять своими высоко художественными и интересными фильмами, спектаклями, передачами.