Пленарное заседание 18.06.2024
О проекте федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части участия Российской академии наук в экспертизе учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий)
Чернышов Б.А.
Коллеги, безусловно, в любом вопросе, который мы рассматриваем здесь, в этом зале, да и вообще в жизни, главное это целеполагание.
Так и в написании учебника, что самое главное. Мы должны для себя выбрать, для чего мы это делаем, для чего мы создаем тот или иной учебник. Возможно, мы это делаем для того, чтобы воспитывать и образовывать полноценную личность, вот как это написано во ВГОСе.
Но, однако, все это скатывается к тому, что мы готовим к тому или иному экзамену, либо проверочной работе, либо временно проверочной перед проверочной работе и так далее и тому подобное.
Как бы мы не принимали законы об уменьшении бюрократической нагрузки на педагога, педагогического работника, как бы мы не принимали законы о том, что мы снимаем тот или иной гнет контрольных, или что-то там принимали какие-то внутриведомственные акты, которые так или иначе что-то регулируют, воз всегда и ныне там.
И нормотворческая практика, связанная с тем, что мы контролируем те или иные решения, особенно во фракции ЛДПР, от которой я выступаю, которая поддерживает принятие данного законопроекта, показывает, что, к сожалению, как бы мы ни упражнялись в этом, проблемы серьезные есть, исходя из того, что целеполагание в образовании, особенно в школьном образовании, связано с итоговой аттестацией.
И мы видим, к чему это приводит.
Прежде всего, хочу сказать еще раз о том, что фракция ЛДПР поддержит принятие данного законопроекта.
Мы также поддерживаем усиление роли Российской Академии Наук и на площадке школьной, особенно в вопросах, связанных с анализом школьной программы и теми институтами, теми учеными, которые сегодня в составе РАН работают очень активно.
Также и на вузовском контуре мы тоже усиление, особенно в вопросах, связанных с ассоциационной комиссией, поддерживаем.
Ну и, конечно же, нам очень важно, чтобы были понятные правила работы этих экспертов.
Безусловно, мы должны проанализировать то, как и почему было отменено решение в 2019 году. В чем здесь основная проблема?
В том, что все перекидывалось на плечи условно тех организаций, которые безответственно подходили к экспертизе? Или просто кто-то в министерстве хотел уже, соответственно, при обновлении состава, все больше и больше контролировать процесс издательской деятельности.
И смотрите, что получается. У нас министерство контролирует через, соответственно, полномочные советы и внутри ряда издательств те или иные процессы, определяет государственную программу. Некоторые чиновники определяют политику в сфере подготовки экспертизы, а воз и ныне там.
Ляпы, которые можно увидеть в интернете и посмеяться вместе с родителями или поплакать вместе с учителями, присутствуют, как и были до этого.
Безусловно, нам важно будет понять экспертный потенциал тех, кто будет заниматься именно парламентом, потому что парламент принимает данное решение, несет ответственность в том числе за то, какие эксперты будут работать при подготовке учебников, это было бы для нас крайне важно.
Ну и, наверное, самое главное здесь не допускать, что те или иные полномочия будут переходить, что называется, на аутсорсинг, переходить на те или иные организации, в которых вся ответственность будет растворяться.
Поэтому фракция ЛДПР, безусловно, поддерживает.
Мы считаем, что образование является крайне важной для государства сферой и темой.
Пару лет назад я уже подготовил национальный доклад о нацификации образования на Украине. Большой аналитический труд.
Мы понимаем, как сильно в «умелых» руках образование может быть и политизировано, и идеологизировано.
В России мы этого не допускаем. И это крайне важно сегодня для того, чтобы не допустить тех ударов, просчетов и, самое главное, глупости, которые потом переходят из поколения в поколение, уничтожая, самое главное, потенциал великого государства.
Фракция ЛДПР поддерживает данный законопроект, призывает доработать его во втором чтении, и, безусловно сделать так, чтобы документ был правильно реализован и мы получили качественные учебники, а не удобные для кого-то.
Спасибо!