Скачать мобильную версию журнала «За Русский Народ»

«Тут не должна преследоваться сиюминутная выгода»

Депутат Госдумы Кирилл Черкасов рассказал о модели реализации мусорной реформы на пользу будущим поколениям.

Федеральная схема управления отходами


– Позиция фракции ЛДПР – должна быть федеральная схема транспортировки и утилизации отходов, чтобы там, где невозможно сейчас построить мусороперерабатывающие заводы, можно было бы создать площадки временного хранения мусора с его сортировкой и последующей утилизацией по разным направлениям. Во-первых, использование вторичных ресурсов – бумага, стекло, пластик. А с другой стороны, чтобы раздельный сбор был доведен до площадок рядом с домами. Люди с удовольствием это делают.

 

[Согласно республиканской схеме обращения с отходами, в Марий Эл есть один сортировочный комплекс. После сортировки формируются брикеты вторсырья, которые отправляются на перерабатывающее предприятие в другой регион (в Марий Эл таких предприятий нет), а брикеты с отходами, которые нельзя переработать – на полигон. В республике 20 полигонов ТКО. Разделение мусора на площадках рядом с домами в Марий Эл не практикуется.]

 

– Это комплексная история, когда начинать надо с дошкольных и школьных учреждений, чтобы ребята там к этому приобщались. А дальше это уже войдет в норму, и мы будем спокойно сортировать мусор на 4-5 контейнеров. Затем он пойдет на дальнейшую переработку, а что нельзя переработать – на уничтожение. Технологии есть, есть понимание динамики этого процесса, математические и экономические обоснования все готовы. Задача – чтобы федеральный оператор, который создан, быстрее собирал всю информацию, создал информационную систему, а дальше уже они будут видеть все эти потоки. Чтобы ими управляли уже профессионалы, а не 2-3 человека, которые сегодня вообще не понимают, что это такое. Других специалистов в министерствах нет. Где-то этим занимается минстрой, где-то минжкх, где-то минприроды. У нас никогда раньше такой практики не было. Советское наследие в этом вопросе очень негативное. Наша задача – следить, чтобы те комплексы, которые будут построены для работы с мусором, решали не только текущую задачу, но и потихоньку начинали уничтожать свалки, которые были образованы ранее. Рядом с Йошкар-Олой есть два полигона, где многие года свозились отходы и лежат до сих пор [два полигона из 20 находящихся в Марий Эл не зарегистрированы местным министерством экологии]. Через какое-то время они начнут выделять запах еще хуже, чем сегодня. 

 

Поэтому нужна федеральная схема. А с точки зрения формирования тарифа – у нас есть ФАС, которая проверяет эти тарифы, можно обратиться туда. Сегодня по стране сделано много заключений по тому, что тарифы изначально завышены. Расходы, которые туда закладывал территориальный оператор, неправомерны. Я думаю, эта работа будет продолжаться. Мы на площадке Госдумы собирали совместное совещание: комитет по контролю и регламенту, комитет по экологии, заслушали представителей прокуратуры и ФАС, которые сказали, что да – надо тарифы пересмотреть, более внимательное оценить их составляющие, и в случае их завышения ФАС будет выписывать предписания и будет заставлять оператора снизить тарифы. 

 

[«Мы фиксируем необоснованность и некорректность установленных нормативов для домовладений и практику пересмотра нормативов по несколько раз в год (это значит, что цифры брались просто «с потолка»), отсутствие единого подхода при их установлении. Следствие этого – рост платежей для граждан. При этом низкий процент собираемости платежей – в некоторых регионах он составляет 8%» – сказал на упомянутом заседании председатель Комитета ГД по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов.]

 

Как построить перерабатывающие заводы

 

– Вопрос должен лежать в двух плосткостях. Первая – информированность людей. Согласно Конституции, люди имеют право получать всю информацию, связанную с экологией. Второе – это взаимодействие властей и бизнеса. У нас самая большая территория, и у нас есть много природных объектов, которые могли бы быть задействованы в этой сфере. Бизнесу и властям надо развернуться в сторону простых людей. Безусловно, экономическая целесообразность очень важна, но мы должны задумываться не только о сегодняшнем и завтрашнем дне, но и о том, как будут жить наши дети, внуки, и как будет развиваться страна в последующем. Поэтому сиюминутная выгода в этих решениях не должна преследоваться. Нельзя просто строить там, где подешевле. Это должно быть комплексное, хорошо просчитанное решение, и нужна финансовая помощь государства, чтобы эти объекты были построены с минимальными последствиями для людей.